Тонфа-дзютсу
Из истории
Тонфа была поначалу сельскохозяйственным инструментом, превращённым
окинавскими крастьянами в оружие против японских оккупантов клана Сацума.
Импровизированное оружие обладало внушительной мощью в руках опытного
крестьянина.
Тонфа - это всего лишь черенок из твёрдого дерева длиной около 50 см,
который вставлялся в вертикальную часть каменного жернова, предназначенного
для размола зерновых культур. На расстоянии в три четверти длины палки
вертикально закреплялась цилиндрическая рукоятка, позволявшая приводить в
движение весь механизм. В случае необходимости она могла быть быстро
извлечена из камня и послужить какой-то другой цели. Даже при большом
желании невозможно было обвинить всех владельцев тонф в том, что они
прячут оружие. И даже если кто-то попытался бы конфисковать все тонфы, это
привело бы лишь к тому, что жители островов, а за ними и сами оккупанты,
лишились бы всех средств пропитания! И так каждый раз элемент случайности
был на стороне окинавцев.
Невозможно точно определить, в какой именно момент у тонфы произошло это
"изменение области применения". Многие народы использовали и используют
тонфу по прямому сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды какой-то
мирный окинавский крестьянин, ведомый инстинктом самосохранения, хватается
за рукоятку тонфы, извлекает её из жернова и бросается на солдата или
бандита. Такое могло случиться в любое время и в любую эпоху. Именно на
Окинаве была создана методика боевого применения тонфы исходя из
приобретённого человеческого опыта. Родилась эта методика в сотнях
маленьких деревень и посёлков.
Сельские жители, которым было запрещено владеть "настоящими" видами оружия,
такими как мечи и нагината (алебарды), использовали для самозащиты предметы
своего быта. Приёмы, которые "работали", сохранялись в ката, специальных
формализованных комплексах последовательных движений, что позволяло
заниматься кобудо и передавать свои знания потомкам. Тонфа использовались в
паре, в каждой руке боец держал по одной. Схватив оружие за рукоять и
расположив основание вдоль предплечья, мастер тонфа мог использовать те же
приёмы, что используются в "безоружных" воинских искусствах, таких как
каратэ. Использование тонфа в паре позволяло одновременно защищаться и
наносить ответный удар. Прочная древесина, из которой изготавливались
тонфа, защищали даже от ударов меча.
Использование тонфа в силовых структурах
Оригинальная конструкция, необычная техника применения и высокая
эффективность в ближнем бою снискали этому оружию широкую славу не только в
Японии, но и за рубежом. Не случайно один из видов тонфы официально принят
на вооружение полиции США и России.
Тактика и техника тонфа оставались практически неизменными вплоть до 70-х
годов ХХ века, когда Лон Андерсон разработал приёмы использования одной
тонфа для служащих полиции. В результате теперь тонфа стали едва ли не
самым широко используемым оружием кобудо. Теперь уже и в России тонфа
встала на вооружение милиции.
Приёмы использования милицейской тонфы по большому счёту не отличаются от
традиционных, разве что используется только одна дубинка. Свободная рука в
этой тактике используется для для того, чтобы усиливать защиту и нанесение
ударов тонфа, а также для выполнения захватов.
Тонфа
Тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в
первую треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся неизменным вне
зависимости от того, какие модели можно встретить в различных Доджо
(круглого сечения, трапециевидного, квадратного, из различных пород
дерева). Их объединяет одно: из какого бы дерева ни была сделана тонфа,
какого бы сечения она ни была, в какой бы цвет ни была окрашена, главное -
это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это
определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его
руках, скорость, необходимую для вращения, или нет. То есть, годится ли
тонфа для практического применения, или это просто предмет интерьера.
Так же как саи, тонфа в основном используется в паре. Она крепко
удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует
хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.
Тонфа подбирается индивидуально по руке человека. При неверном изготовлении
тонфа новичками страдают их локтевые суставы. Происходит это по двум
причинам. Первая - это неправильный индивидуальный подбор предмета. Но если
неверная длина самой тонфы не играет большой роли, то неправильно
подобранная высота рукоятки может сыграть роковую роль.
Слишком высокая рукоятка затрудняет удержание предмета в плоскости
параллельной предплечью во время вращения и фиксации при ударе или блоке.
Слишком низкая рукоятка не позволит манипулировать предметом с достаточной
скоростью. И в том и в другом случае тонфа будет задевать за локоть. Верно
изготовленная тонфа должна выступать за локоть своего владельца.
Хотя тонфа и классифицируется как оружие парное, она может использоваться и
в одиночном варианте. В любом случае техника применения основывается на
блокировке ударов и нанесении ответных с использованием вращения предмета
вокруг рукоятки. Это позволяет во много раз увеличить силу воздействия,
хотя и создает определенные сложности при разучивании и закреплении навыка.
Вне зависимости от того, каким концом, коротким или длинным, выполняется
удар, требуется соблюдение соосности расположения тонфы и предплечья.
При работе весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает
тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки.
Для тонфа-дзютсу характерны два прямо противоположенных действия. С одной
стороны, необходимо, чтобы тонфа легко вращалась в руке для увеличения силы
удара (или блока), с другой - требуется ее жесткая фиксация.
Тонфа позволяет работать против большинства видов оружия кобудо. В истории
известны случаи, когда с ее помощью успешно защищались от метательного
оружия - стрел, ножей, сюрикенов. Однако классическим сочетанием все же
является работа против бо.
Методика
Что касается конкретно тонфа-дзютсу, то разучивание этой техники начинается
не с блоков и ударов, а с вращения предмета вокруг оси рукоятки. На первый
взгляд, ничего сложного в этом нет. Но это впечатление обманчиво. Мало того,
что надо умудриться не попасть по своему же локтю, для традиционной техники
вовсе не безразлично то, как выполняется само вращение. По своей траектории
движение руки должно почти полностью соответствовать движению, выполняемому
во время прямого удара (цуки). Такое движение не так заметно нападающему,
как движение руки по кругу. Но вместе с этим оно затрудняет и придание
необходимого вращательного импульса тонфе.
Импульс создается за счет движения кисти. Очень важно, чтобы в конечной
точке этого движения рука мгновенно расслаблялась, давая возможность оружию
провернуться вокруг оси рукоятки. На начальном этапе достаточно, чтобы тонфа
делала полный оборот в 360 градусов и возвращалась в исходное положение.
Дальше надо переходить к отработке навыка остановки и надежной фиксации
предмета после его поворота на 180 градусов. Это, конечно, гораздо сложнее,
но совершенно необходимо для правильной постановки ударной техники.
Следующим этапом является разучивание перехвата тонфы, при котором удержание
производится уже не за рукоятку, а за основное тело предмета. Это открывает
новые возможности использования данного оружия и применения вилки,
образованной перпендикулярно стоящей рукояткой, для осуществления блоков и
болевых удержаний. Коварство подобного перехвата заключается в том, что
стоит только на мгновение потерять контроль над предметом, как он тут же
вылетает из рук. И только вслед за этим можно начинать разучивание основных
блоков и ударов, применяемых в тонфа-дзютсу.
Приёмы использования тонфа могут быть невероятно простыми, что позволяет
быстро освоить технику даже начинающим. Просто ухватив тонфа за рукоять и
расположив основание оружия вдоль плеча, можно спокойно усилить предплечье
в защите и руку в ударе.
Более сложные удары заключаются в ослаблении хвата рукояти и нанесении
круговых маховых ударов дальним от рукояти концом основания тонфа. Эти
дугообразные удары успешно можно совмещать с другими, разя направо и
налево, вперёд и назад, или же выполняя замысловатые "восьмёрки".
Программа проведения семинаров по уровням позволит вам получить правильные
навыки в овладении тонфа и в дальнейшем практиковаться и совершенствоваться
самостоятельно. Мы предлагаем вам трехуровневую систему подготовки.
Преподаватель: Курило Александр Леонидович, 4 дан.
Первый уровень (8 часов)
Теория:
- меры безопасности при работе с тонфа.
Практика:
- правильный способ держать тонфа;
- прямые удары тонфа на месте (меняя способ удержания);
- техника блоков на месте;
- умение держать разными способами;
- Прямые удары-цуки в движении вперед и назад, влево и вправо;
- техника блоков в движении вперед и назад;
- круговые удары - горизонтальные и вертикальные.
Второй уровень (8 часов)
Практика:
- хваты и перехваты тонфа;
- круговые удары, блоки в движении, вперед, назад, влево и вправо;
- блоки в движении с различными хватами тонфа;
- воздействие с помощью тонфа на болевые точки на теле противника;
- болевые на руки, ноги нападающего с помощью тонфа;
- удушающие с помощью тонфа;
- защита от ударов рукой, ногой.
Третий уровень (8 часов)
Практика:
- работа против вооруженного палкой противника (атаки заданы). Отработка
защиты и контратаки в разные уровни поражения. Обезоруживание противника;
- оборона от нападения с ножом (обезоруживание);
- способы конвоирования с помощью тонфа;
- разбор и отработка ката.
Короткие видеоклипы по теме
|