Танто-джитсу
Из истории
Танто-джитсу - это собирательный термин для стилей, школ и методов ведения
боя с ножом. Этот термин очень редко использовался средневековыми школами
джиу-джитсу, которые появлялись в самом начале периода ТОКУГАВА и в
основном состояли из приёмов, родившихся на поле боя. Кинжалы и короткие
мечи использовались для ЁРОЙ КУМИУТИ дословно "борьба в доспехах"
(первый иероглиф "доспехи, латы", второй иероглиф "команда, объединение,
комплект"). Боевые искусства, которые плотно рассматривали ЁРОЙ КУМИУТИ,
назывались КОГУСОКУ КОСИ НО МАВАРИ (или иногда сокращённо просто КОГУСОКУ)
и реже ЁРОЙДО СИ НО ДЗЮЦУ - в случае, если они тренировались только с
ЁРОИДО СИ и игнорировали другие типы кинжалов. Одной из самых старых школ
джиу-джитсу, сохранивших традиции КОГУСОКУ, считается ТАКЕНОУТИ РЮ.
Когда воин облачён в доспехи, количество зон для поражения на его теле
резко сокращается. Таким образом, тренируя приёмы борьбы лёжа в доспехах,
бойцы тренировались протыкать наболее уязвимые и слабые части доспеха, а
также поражать горло, подмышки, сгибы локтей, внутреннюю часть ноги, заднюю
часть сгиба колена и лодыжки. Кинжалы держали как прямым, так и обратным
хватом.
Этим критериям полностью соответствовали ножи ТАНТО.
ТАНТО
ТАНТО (первый иероглиф - "короткий") - это общий собирательный термин для
разных видов кинжалов, чья длина не превышает одного СЯКУ.
ТАНТО - достаточно крупные боевые ножи с диной клинка от 25 до 40 см
(в среднем 30), имеющие притом соразмерную цубу и оплетенную (как правило)
рукоять со всеми положенными деталями (касира, мэнуки, фучи). В ножнах
устроены пазы для размещения когай и когатаны. Это солидное оружие, дающее
неплохие шансы даже в схватке с тяжеловооруженным противником. Их делали
как с хребтообразной изломанной линией ковки СИНОГИЦУКУРИ (первый иероглиф -
"закалка", второй - "выделка, строение, структура"), так и без неё -
ХИРАДЗУКУРИ (первый иероглиф - "мягкий, нежный, мирный"). ТАНТО бывали как
с ЦУБА (вообще "гарда", но дословно - "поля") - например, ХАМИДАСИ, так и
без неё - например, КАЙКЭН.
В зависимости от периода изготовления, особенных требований по цели
применения, креплений лезвия к рукояти и вообще "обвеса", ТАНТО
подразделяли на много разных "моделей":
- ЁРОИДО СИ (где второй иероглиф - "проводить, пропускать, выпускать");
- МЕТЕДЗАСИ (первый иероглиф "правый", второй - "рука", третий - "палец");
- ХАМИДАСИ (первый иероглиф - "есть, питаться", второй - "выходить, высылать");
- АЙКУТИ (первый иероглиф - "встреча, встречать", второй - "рот");
- КАЙКЭН (первый иероглиф - "грудь, пазуха");
- ХИМОГАТАНА (первый иероглиф - "шнурок, тесёмка");
- КОСИГАТАНА (первый иероглиф "поясница, бедро");
- СИТО (первый иероглиф - "колоть, вонзать, колючка").
Естественно, требования к конструкции ТАНТО, предназначенного для пробивания
доспехов, совершенно отличались от требований к конструкции ТАНТО,
предназначенного для самозащиты от противников в обычной гражданской одежде.
ЁРОИДО СИ имел сверхпрочное лезвие, которое почти не имело кривизны - ибо
предназначалось это оружие принципиально для нанесения колотых ран.
ХАМИДАСИ - боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы,
которой у него просто нет. Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим
приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две
половины одного целого.
ХАМИДАСИ бывали и широкими, и узкими.
АЙКУТИ - один из наиболее распространенных типов ножа, представленный как
различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими
стилями рукоятки и ножен. Отличительной особенностью является почти никак
не обозначенный переход к клинку. Самое большее, что встречается здесь, -
тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из "тела" самой
рукоятки.
Если для танто и хамидаси оплетка служит одним из классификационных
признаков, то рукоятки айкути подвергались этой операции редко. Их
классика - гладкая (дерево, кость, лак) или роскошная резная рукоять. Очень
распространенный стиль - обтяжка кожей ската (самэ-кава). При этом по бокам
монтировались небольшие мэнуки, а торец укреплялся головкой цука-гасира.
Лезвие АЙКУТИ значительно расширялось к основанию рукояти. КАЙКЭН никогда
не имел рельефных украшений. Его рукоять и ножны были "заподлицо" и всегда
очень гладкими, и часто - лакированными.
В остальных случаях материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку,
так что нож выглядит единым стилевым блоком. Линия стыка порой вообще
незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение - с какой
стороны браться. Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и
кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка.
Все типы ножей носились за поясом, как и мечи. Большие - сбоку, наподобие
вакизаси, средние - почти на животе. Маленькие айкути, будучи потайным
оружием, могли размещаться где угодно: в рукавах, за пазухой и так
далее.
Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они
носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания ярёмной
вены на шее (с целью предотвращения позора). Женщины с собой носили, как
правило, Кайкен или небольшой Айкути. Кайкен обычно помещали в Футокоро -
особую складку, которая на кимоно и являлась "пазухой". Иногда кинжал
поменьше помещали в Тамото (особо скроенная широкая часть рукава кимоно).
Комплекс приёмов, специфически заточенных под Кайкен, так и назывался -
Кайкен-джитсу.
Во время середины и конца периода Токугавы всё больше и больше стали
изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как Кайкен
и небольшой Айкути, потому как с уходом из жизни практики постоянного
ношения внешних и внутренних доспехов изменились приёмы для использования
ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия. Вместе с этим стали
появляться новые школы, например Тендзин син рю, которые в основном
отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты. Во многих школах тактика
работы с Танто во многом была направлена на "контратаку против контратаки",
и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений
противнику, пытающемуся вас обезоружить и выхватить (выбить, вывернуть) нож
из вашей руки.
Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста
этого навыка у опытных бойцов воины, по той или иной причине предпочитающие
нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными обвесами. Из-за
необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше
школ джиу-джитсу стали использовать "безопасные" модели Танто, такие как
БОКУТАНТО (где первый иероглиф "дерево") и СЁ ФУКУРОСИНАЙ (где второй
иероглиф "мешок", третий иероглиф "бамбук").
Слово Футокорогатана, которое записывается теми же иероглифами, что и
Кайкен, в современном японском языке означает "тайный союзник, последняя
надежда, последняя опора". Из хорошо известных и существующих до сих пор
школ боевых искусств как минимум две имели специальные тренировочные
комплексы для обучения женщин владению Танто - это ТЭНДО РЮ и ДЗИКИСИНКАГЭ
РЮ. Причём ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ имеет специальные женские КАТА с ножом.
Если рассмотреть исторически разные периоды истории развития разных школ
ТАНТО-ДЗЮЦУ - древние и старые школы, такие как ТАКЭНОУТИ РЮ, СЭКИГУТИ РЮ,
ХО КУ РЮ, ЯГЮ СИНГАН РЮ - все они делали упор больше на атаку и меньше на
защиту ножом. Последняя, самая мелкая разновидность - так называемый
"когатана", миниатюрный подсобный ножичек - пряталась в специальном кармашке
ножен всегда с их внутренней (УРА) стороны, то есть ближе к телу.
Его назначение было вполне мирным: служить по хозяйству в условиях
автономного походного бытия. Говоря сегодняшним языком, "колбаски порезать".
Маленький помощник обладал оригинальной особенностью - клинок был сменным,
плотно вдвигаясь в плоскую металлическую рукоятку. Из-за постоянного
пользования и неизбежных заточек тонкая сталь скоро изнашивалась и уходила
на покой, уступая место новому клинку.
Обучение
Мы предлагаем вам проведение базового курса танто-джитсу, разделенного по
уровням подготовки. Это позволит вам получить базу необходимых техник,
после которой вы сможете совершенствоваться самостоятельно. Наиболее
подготовленные смогут принять участие в наших соревнованиях.
Семинары проводят инструкторы нашей ассоциации Комаров Максим Сергеевич (4 дан),
Берест Павел Алексеевич (3 дан), Курило Александр Леонидович (4 дан).
Танто-джитсу (первый уровень)
Теория:
- меры безопасности при работе с ножом.
Практика:
- хваты и перехваты ножа - 1 час;
- стандартные атаки - 1 час;
- базовые комбинации - 2 часа;
- разбор и отработка ката №1 - 2 часа;
- разбор и отработка ката №2 - 2 часа.
Танто-джитсу (второй уровень)
Теория:
- разъяснение правил и критерий судейства по танто-джитсу - 1 час.
Практика:
- стандартные варианты атак и защиты (работа в парах) - 1,5 часа;
- разбор и отработка ката №3 - 2,5 часа;
- танто-дори (самооборона) - 2 часа;
- методика подготовки к соревнованиям - 1 час.
Танто-джитсу (третий уровень)
Теория:
- психологические аспекты ножевого боя - 1 час.
Практика:
- техника комбинаций (интенсивная работа в парах) - 2 часа;
- танто-дори (самооборона - продвинутые техники) - 2 часа;
- разбор и отработка ката №4 - 3 часа.
Соревнования по ТАНТО-ДЖИТСУ проводятся в 3 этапа:
- КАТА (формальный комплекс);
- ТАНТО-ДОРИ (самооборона от ножа);
- бои на ножах (в защитном снаряжении).
Короткие видеоклипы по теме
|