Эмблема Сибирской ассоциации джиу-джитсу

Siberian Jiu-jitsu Association
джиу-джитсу
Сибирская ассоциация джиу-джитсу
English | Новости | Об организации | Видео | Расписание занятий | Семинары
Черные пояса | Награды | Экипировка | Российская федерация джиу-джитсу
Очерки | План мероприятий Сибирской ассоциации джиу-джитсу


Танто-джитсу

Из истории

Танто-джитсу - это собирательный термин для стилей, школ и методов ведения боя с ножом. Этот термин очень редко использовался средневековыми школами джиу-джитсу, которые появлялись в самом начале периода ТОКУГАВА и в основном состояли из приёмов, родившихся на поле боя. Кинжалы и короткие мечи использовались для ЁРОЙ КУМИУТИ — дословно "борьба в доспехах" (первый иероглиф "доспехи, латы", второй иероглиф "команда, объединение, комплект"). Боевые искусства, которые плотно рассматривали ЁРОЙ КУМИУТИ, назывались КОГУСОКУ КОСИ НО МАВАРИ (или иногда сокращённо просто КОГУСОКУ) и реже ЁРОЙДО СИ НО ДЗЮЦУ - в случае, если они тренировались только с ЁРОИДО СИ и игнорировали другие типы кинжалов. Одной из самых старых школ джиу-джитсу, сохранивших традиции КОГУСОКУ, считается ТАКЕНОУТИ РЮ.

Когда воин облачён в доспехи, количество зон для поражения на его теле резко сокращается. Таким образом, тренируя приёмы борьбы лёжа в доспехах, бойцы тренировались протыкать наболее уязвимые и слабые части доспеха, а также поражать горло, подмышки, сгибы локтей, внутреннюю часть ноги, заднюю часть сгиба колена и лодыжки. Кинжалы держали как прямым, так и обратным хватом.

   

Этим критериям полностью соответствовали ножи ТАНТО.

ТАНТО

ТАНТО (первый иероглиф - "короткий") - это общий собирательный термин для разных видов кинжалов, чья длина не превышает одного СЯКУ.

ТАНТО - достаточно крупные боевые ножи с диной клинка от 25 до 40 см (в среднем 30), имеющие притом соразмерную цубу и оплетенную (как правило) рукоять со всеми положенными деталями (касира, мэнуки, фучи). В ножнах устроены пазы для размещения когай и когатаны. Это солидное оружие, дающее неплохие шансы даже в схватке с тяжеловооруженным противником. Их делали как с хребтообразной изломанной линией ковки СИНОГИЦУКУРИ (первый иероглиф - "закалка", второй - "выделка, строение, структура"), так и без неё - ХИРАДЗУКУРИ (первый иероглиф - "мягкий, нежный, мирный"). ТАНТО бывали как с ЦУБА (вообще "гарда", но дословно - "поля") - например, ХАМИДАСИ, так и без неё - например, КАЙКЭН.

В зависимости от периода изготовления, особенных требований по цели применения, креплений лезвия к рукояти и вообще "обвеса", ТАНТО подразделяли на много разных "моделей":

  • ЁРОИДО СИ (где второй иероглиф - "проводить, пропускать, выпускать");
  • МЕТЕДЗАСИ (первый иероглиф "правый", второй - "рука", третий - "палец");
  • ХАМИДАСИ (первый иероглиф - "есть, питаться", второй - "выходить, высылать");
  • АЙКУТИ (первый иероглиф - "встреча, встречать", второй - "рот");
  • КАЙКЭН (первый иероглиф - "грудь, пазуха");
  • ХИМОГАТАНА (первый иероглиф - "шнурок, тесёмка");
  • КОСИГАТАНА (первый иероглиф "поясница, бедро");
  • СИТО (первый иероглиф - "колоть, вонзать, колючка").

Естественно, требования к конструкции ТАНТО, предназначенного для пробивания доспехов, совершенно отличались от требований к конструкции ТАНТО, предназначенного для самозащиты от противников в обычной гражданской одежде. ЁРОИДО СИ имел сверхпрочное лезвие, которое почти не имело кривизны - ибо предназначалось это оружие принципиально для нанесения колотых ран.

ХАМИДАСИ - боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы, которой у него просто нет. Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две половины одного целого.

ХАМИДАСИ бывали и широкими, и узкими.

АЙКУТИ - один из наиболее распространенных типов ножа, представленный как различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими стилями рукоятки и ножен. Отличительной особенностью является почти никак не обозначенный переход к клинку. Самое большее, что встречается здесь, - тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из "тела" самой рукоятки.

Если для танто и хамидаси оплетка служит одним из классификационных признаков, то рукоятки айкути подвергались этой операции редко. Их классика - гладкая (дерево, кость, лак) или роскошная резная рукоять. Очень распространенный стиль - обтяжка кожей ската (самэ-кава). При этом по бокам монтировались небольшие мэнуки, а торец укреплялся головкой цука-гасира.

Лезвие АЙКУТИ значительно расширялось к основанию рукояти. КАЙКЭН никогда не имел рельефных украшений. Его рукоять и ножны были "заподлицо" и всегда очень гладкими, и часто - лакированными.

В остальных случаях материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку, так что нож выглядит единым стилевым блоком. Линия стыка порой вообще незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение - с какой стороны браться. Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка.

Все типы ножей носились за поясом, как и мечи. Большие - сбоку, наподобие вакизаси, средние - почти на животе. Маленькие айкути, будучи потайным оружием, могли размещаться где угодно: в рукавах, за пазухой и так далее.

Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания ярёмной вены на шее (с целью предотвращения позора). Женщины с собой носили, как правило, Кайкен или небольшой Айкути. Кайкен обычно помещали в Футокоро - особую складку, которая на кимоно и являлась "пазухой". Иногда кинжал поменьше помещали в Тамото (особо скроенная широкая часть рукава кимоно). Комплекс приёмов, специфически заточенных под Кайкен, так и назывался - Кайкен-джитсу.

Во время середины и конца периода Токугавы всё больше и больше стали изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как Кайкен и небольшой Айкути, потому как с уходом из жизни практики постоянного ношения внешних и внутренних доспехов изменились приёмы для использования ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия. Вместе с этим стали появляться новые школы, например Тендзин син рю, которые в основном отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты. Во многих школах тактика работы с Танто во многом была направлена на "контратаку против контратаки", и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений противнику, пытающемуся вас обезоружить и выхватить (выбить, вывернуть) нож из вашей руки.

Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста этого навыка у опытных бойцов воины, по той или иной причине предпочитающие нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными обвесами. Из-за необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше школ джиу-джитсу стали использовать "безопасные" модели Танто, такие как БОКУТАНТО (где первый иероглиф "дерево") и СЁ ФУКУРОСИНАЙ (где второй иероглиф "мешок", третий иероглиф "бамбук").

Слово Футокорогатана, которое записывается теми же иероглифами, что и Кайкен, в современном японском языке означает "тайный союзник, последняя надежда, последняя опора". Из хорошо известных и существующих до сих пор школ боевых искусств как минимум две имели специальные тренировочные комплексы для обучения женщин владению Танто - это ТЭНДО РЮ и ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ. Причём ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ имеет специальные женские КАТА с ножом.

Если рассмотреть исторически разные периоды истории развития разных школ ТАНТО-ДЗЮЦУ - древние и старые школы, такие как ТАКЭНОУТИ РЮ, СЭКИГУТИ РЮ, ХО КУ РЮ, ЯГЮ СИНГАН РЮ - все они делали упор больше на атаку и меньше на защиту ножом. Последняя, самая мелкая разновидность - так называемый "когатана", миниатюрный подсобный ножичек - пряталась в специальном кармашке ножен всегда с их внутренней (УРА) стороны, то есть ближе к телу.

Его назначение было вполне мирным: служить по хозяйству в условиях автономного походного бытия. Говоря сегодняшним языком, "колбаски порезать". Маленький помощник обладал оригинальной особенностью - клинок был сменным, плотно вдвигаясь в плоскую металлическую рукоятку. Из-за постоянного пользования и неизбежных заточек тонкая сталь скоро изнашивалась и уходила на покой, уступая место новому клинку.

Обучение

Мы предлагаем вам проведение базового курса танто-джитсу, разделенного по уровням подготовки. Это позволит вам получить базу необходимых техник, после которой вы сможете совершенствоваться самостоятельно. Наиболее подготовленные смогут принять участие в наших соревнованиях.

Семинары проводят инструкторы нашей ассоциации Комаров Максим Сергеевич (4 дан), Берест Павел Алексеевич (3 дан), Курило Александр Леонидович (4 дан).

Комаров Максим Сергеевич  Берест Павел Алексеевич  Курило Александр Леонидович

Танто-джитсу (первый уровень)

Теория:
  • меры безопасности при работе с ножом.
Практика:
  • хваты и перехваты ножа - 1 час;
  • стандартные атаки - 1 час;
  • базовые комбинации - 2 часа;
  • разбор и отработка ката №1 - 2 часа;
  • разбор и отработка ката №2 - 2 часа.
   

Танто-джитсу (второй уровень)

Теория:
  • разъяснение правил и критерий судейства по танто-джитсу - 1 час.
Практика:
  • стандартные варианты атак и защиты (работа в парах) - 1,5 часа;
  • разбор и отработка ката №3 - 2,5 часа;
  • танто-дори (самооборона) - 2 часа;
  • методика подготовки к соревнованиям - 1 час.
   

Танто-джитсу (третий уровень)

Теория:
  • психологические аспекты ножевого боя - 1 час.
Практика:
  • техника комбинаций (интенсивная работа в парах) - 2 часа;
  • танто-дори (самооборона - продвинутые техники) - 2 часа;
  • разбор и отработка ката №4 - 3 часа.

Соревнования по ТАНТО-ДЖИТСУ проводятся в 3 этапа:
  • КАТА (формальный комплекс);
  • ТАНТО-ДОРИ (самооборона от ножа);
  • бои на ножах (в защитном снаряжении).


Короткие видеоклипы по теме



website counter liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня


© 2001—2015, Сибирская ассоциация джиу-джитсу. При перепечатке любых материалов ссылка на данный сайт обязательна.