Краткая информация о Токио
(приложение к документу "Посещение Японии Панкратовым О. А. в составе
делегации РСБИ 5 - 15 апреля 2007 г."
С 5 по 15 апреля мы с вице-президентом РФД Куковеровым Георгием Владимировичем
в составе делегации от Российского Союза Боевых Искусств посетили Японию. В
делегации были также представители каратэ Киокушин и Айкидо Айкикай. За время
нашего пребывания мы посетили 4 города... Весь документ.
ТОКИО
Токио - город, где удивительным образом сочетаются старина и современность,
фешенебельные районы и тихие узенькие улочки.
Императорский дворец
Большой интерес для гостей Токио представляет район императорского дворца с
обрамляющими его рвами, наполненными водой. Токийский императорский дворец
является официальной резиденций японского императора. Некогда замок окружала
стена с 20 воротами, 11 охранными башнями и 15 казармами. Над внутренней
крепостью доминировала главная пятиэтажная башня замка высотой 51 метр. Это
была самая высокая замковая башня в Японии. Дворцу не удалось сохраниться в
том виде, каким его задумал Токугава Иэясу. Значительную часть дворцовых
сооружений в 1873 году уничтожил пожар. За пятнадцать лет основные постройки
были восстановлены, но в 1945 году они опять исчезли в пламени, охватившем
город во время американских бомбардировок. Дворец был вновь восстановлен к
1968 году, хотя строительные работы в нем продолжались до середины 90-х годов.
Площадь его - всего 1,15 кв. км.
Дворец остается закрытой территорией. Попасть туда можно лишь дважды в год -
2 января, когда императорская семья принимает поздравления с Новым годом, или
же 23 декабря - в день рождения императора. В эти дни император с супругой и
их дети подходят к окну, защищенному пуленепробиваемым стеклом, и дают
возможность собравшимся выразить свой восторг от лицезрения монарха. У
иностранных гостей Японии есть возможность попасть во дворец и в другие дни,
но по специальному приглашению и без шанса увидеть императора.
Закрытость императорского дворца подчеркивается и еще одной особенностью. Ни
один нескромный взгляд постороннего не может пробиться сквозь густую листву
деревьев, поднявшихся над дворцовыми стенами, воздвигнутыми на самом высоком
холме в округе. Заглянуть внутрь не удастся ни с одного небоскреба, а их
теперь в японской столице немало, ни со смотровой площадки Токийской
телевизионной башни, оборудованной мощными биноклями и телескопами. Под
территорией дворца запрещена прокладка линий метрополитена. Ни один
вертолет не может пролететь над его запретной территорией.
Впрочем, можно побывать в пределах дворца и без предварительных
организационных хлопот. Дело в том, что Восточный парк дворца с 1968 года
открыт для посещений публики с 9 утра до 3 часов дня по вторникам, средам,
субботам, воскресеньям и национальным праздникам (хотя иногда при
необходимости доступ в парк в эти часы перекрывают). Вход в парк - бесплатный.
Если есть время и возможность, обязательно побывайте в Восточном парке.
Там можно получить первые, пусть и поверхностные, впечатления о японском
парковом искусстве.
Мост Нихомбаси
Недалеко от площади императорского дворца находится мост Нихомбаси, перекинутый
через неширокую и довольно замусоренную речку. Впервые мост на этом месте был
построен в 1603 году. Отсюда начинался тракт Токайдо, соединявший сёгунскую
штаб-квартиру в Эдо с тогдашней столицей Киото. Горбатый деревянный мостик тех
времен запечатлен на многочисленных ксилогравюрах японских художников
средневековья. Теперь мост, естественно, сложен из камня, кирпича и бетона и
украшен чугунным литьем - изумительной красоты фонарями и перилами. В центре
моста в асфальт вмурована небольшая металлическая пластина с перекрестием и
надписью. Это точка, от которой и поныне идет отсчет расстояний в стране,
своеобразный пуп Японии. На пластинке можно постоять, чтобы ощутить себя в
самом центре Страны восходящего солнца.
Гиндза
Знаменитый район Токио - Гиндза - "витрина" Токио и всей Японии, традиционный
торговый и культурный центр с множеством кафе, ресторанов, кинотеатров и
других мест проведения досуга. Своим названием этот район обязан "серебряному
цеху" - мастерским ювелиров и чеканщиков серебряной монеты, обосновавшихся
здесь еще в начале XVII века. Район стал любимым местом прогулок, неспешного
времяпрепровождения. У жителей Токио даже появилось новое словечко "гимбура",
составленное из частей двух различных слов и означающее "прошвырнуться по
Гиндзе". После прогулки по Тюо-дори и обозрения сияющих витрин можно было
свернуть в любой переулок, на соседнюю улицу и без труда найти место, где
можно перекусить, выпить пива, отдохнуть от магазинной суеты.
Театр Кабуки
На Гиндзе вы можете увидеть здание, выполненное в стиле, характерном для
традиционной японской архитектуры, украшенное плакатами, афишами, и даже
бочатами из кипарисовой клепки, наполненными сакэ. Это здание театра Кабуки
(или Кабукидза - Kabukiza). Оно было построено в 1925 году, разрушено
американскими бомбами в 1945-м и восстановлено на том же месте в 1951 году.
Рекомендуем найти время и обязательно побывать на спектакле Кабуки. Для
искусствоведа, особенно театроведа, это может стать настоящим открытием. Но
рядовому российскому туристу можно ограничить свое пребывание на спектакле
20-30 минутами. Этого времени вполне достаточно, чтобы оценить необычность
стиля, костюмов, декораций, музыкального сопровождения, наконец, актерской
игры.
Нужно отметить, что даже японцам не всегда понятны диалоги артистов, ведь они
ведутся на старояпонском, но продаваемые в фойе программки дают возможность
ознакомиться с либретто. Кстати, и сами японцы далеко не всегда высиживают
весь спектакль. Для тех, кто лишь бегло хочет ознакомиться с искусством
Кабуки, рациональнее приобрести "стоячий билет" на балкон (тати-ми сэки).
В зале нередко можно увидеть характерные группы зрителей - явно смущающихся
юношу и девушку в парадных костюмах, а вокруг несколько опекающих их взрослых.
Это "миаи" (смотрины). Консервативно настроенные японцы считают, что
Кабукидза - наиболее пристойное место, чтобы познакомить ни разу не видевших
друг друга до того времени юношу и девушку, о замужестве которых их семьи
сговорились через сваху.
Токийская телебашня
Токийская телебашня (Tokyo tower), или, как ее называют, коверкая при этом
английское слово, японцы, "Токио тава". Она была построена в 1958 году для
ведения радио- и телевещания на Токио и прилегающий к нему обширный район
Канто. Высота башни - 333 метра. Японцы безмерно гордятся ею, считая, что это
самое высокое в мире сооружение из стальных балок. В то же время Токийская
башня довольно изящна. Весит она всего 4000 тонн, что на 3000 тонн меньше
веса Эйфелевой башни в Париже, которая к тому же ниже Токийской. На покраску
башни в белый и оранжевый цвета (чтобы ее легче было заметить с самолета)
уходит 28 тысяч литров краски. По ночам она освещается 164 прожекторами. Эти
и многие другие сведения вам сообщат при входе.
Башня - уникальный музейно-туристический комплекс. На первом ее этаже
расположен довольно большой аквариум, один из лучших в Японии, в котором
обитает более 50 тысяч рыб 800 видов.
Двумя этажами выше - Музей восковых фигур, богатством своей экспозиции
способный поспорить с лондонским заведением мадам Тюссо. Тут же постоянно
действующая выставка голографии. На 5-м этаже можно совершенно бесплатно
ознакомиться с достижениями в электронике и технике связи, представленными
правительством, компанией "Фудзи-тэрэби" и столичной электрокомпанией
"TEPCO".
Но большинство посетителей Токийской башни, естественно, сразу направляются
к лифтам, которые связывают нижний этаж с круговыми смотровыми площадками.
Нижняя расположена на высоте 150 метров, верхняя - еще 100 метров выше. Обе
площадки оборудованы телескопами, позволяющими подробно рассмотреть тот или
иной участок столицы. Радиогид на японском или английском языках подробно
расскажет об открывающейся с высоты панораме. В ясные дни отсюда можно
рассмотреть величественный конус вулкана Фудзияма.
Рыбный рынок Цукидзи
Как и их предки сотни лет тому назад японцы очень любят рыбу. В быту рыбу едят
почти каждый день. За год среднестатистический японец съедает примерно столько
же морепродуктов, сколько весит сам. И может показаться удивительным, что по
потреблению морепродуктов на душу населения Япония занимает только четвёртое
место в мире после Мальдив, Исландии и Кирибати.
У японцев выработался особый вкус к сырой или почти сырой морской пище -
первоначало современных морских деликатесов, сасими.
Дары моря стали существенной частью жизни в Японии. Эбису - бога рыболовства -
это одно из семи божеств удачи (сити фукудзин), и его особо почитали на кухне.
По торжественным случаям ели морского леща и морских моллюсков, причём в
каждом регионе выработались собственные неповторимые и аппетитные рецепты
приготовления морской еды. Дары моря обогатили культурную жизнь Японии, они
нашли своё отражение в поэзии хайку, в живописи, в комических историях ракуго,
популярных среди простого народа. Рыба - это неотъемлемая составляющая
культуры и быта современной Японии.
Токийский рынок Цукидзи - сокровищница пищи: он занимается всевозможными
свежими продуктами, от даров моря до овощей и мяса. Говорят, это самый
большой рынок мира по торговой площади, выручке, объёмам сделок, числу
покупателей и транспортных средств. Своей славой он обязан рыбе.
Рынок Цукидзи расположен в каких-нибудь 15 минутах ходьбы от Гиндза, то есть
от центра Токио. Каждый день из морей Японии, а фактически из морей всего
мира, сюда поступает 450 видов рыбы и моллюсков общим весом 2.300 тонн.
Рынок шумный, по нему, развозя рыбу, снуют грузовики и трёхколесные машины,
называемые "башенками", раздаются крики аукционеров. Рынок Цукидзи - японская
сокровищница морепродуктов.
В токийской сокровищнице морепродуктов купля-продажа начинается, когда город
еще спит. Свежая еда для любителей морской пищи приходит к ним из этого шума,
толкотни и сутолоки.
Квартал Асакуса
Квартал Асакуса знаменит своими торговыми аркадами, кинотеатрами, ночными
клубами, но центром района, безусловно, является старейший в Токио буддийский
храм Сэнсодзи (Sensoji), более известный как храм Асакуса Каннон. По легенде,
5-сантиметровая статуя богини Каннон, которая сейчас хранится в алтаре храма,
была выловлена рыбаками в водах реки Сумида в 628 году. Деревенский староста,
усмотрев божественное происхождение статуи, принес ее в свой дом, который
объявил храмом богини. После серии пожаров, уничтожавших постройки, но не
саму статую, на этом месте в 645 году был построен величественный храм,
получивший признание даже со стороны сёгунов, военных правителей страны. Увы,
основной зал Каннон-до, существовавший с 1651 года, знаменитая пятиярусная
пагода и массивные ворота не смогли пережить второй мировой войны. Нынешние
храмовые строения, хотя и копируют своих предшественников, но являются
новоделом, исполненным из железобетона.
На дальних подступах к храму посетители проходят под черепичной крышей Ворот
грома - Каминаримон (Kaminarimon) с низко висящим в пролете бумажным фонарем
красного цвета. Ворота охраняют фигуры двух стражников - повелителя ветров
Фудзина и повелителя грома Райдзина. Отсюда до самых ступеней храма ведет
улица Накамисэ-дори (Nakamise-dori). Это длинные ряды торговых лавок,
предлагающих прохожим благовония, амулеты, сласти, а также огромное количество
дешевых сувениров. В Асакусе представители религии и мелкого бизнеса мирно
сосуществуют на протяжении уже многих веков. Впрочем, терпимость к иному
образу жизни и мышления проявляется и в другом. Прямо на территории
буддийского храма расположено и синтоистское святилище Асакуса дзиндзя
(Asakusa jinja). Оно посвящено памяти трех человек - двух рыбаков,
обнаруживших статую Каннон в реке, и старосты деревни, давшего этой статуе
приют в своем доме. Дата первоначальной закладки синтоистского храма
неизвестна, но в анналах можно найти упоминание о том, что Иэмицу, третий
сёгун династии Токугава в 1649 году расширил и перестроил здание
святилища.
Выйдя из храма через Ворота грома, направимся на запад по широкой улице
Асакуса-дори. Этот район весьма примечателен. Здесь сконцентрированы десятки
магазинов, специализирующихся на буддистской утвари. Огромный выбор домашних
алтарей, бронзовых, деревянных, нефритовых изображений Будды, курильниц
благовоний.
Парк Уэно
Любимым местом отдыха токийцев являются парки и скверы (более 3,6 тыс.),
однако их площадь составляет всего около 5 тыс. га (6 кв. м на одного жителя).
Наиболее известны парк в районе императорского дворца и парк Уэно.
Уэно - это маленькая страна со своими специфическими флорой и фауной, историей
и культурой, традициями и праздниками. В дословном переводе "Уэно" означает
"верхнее поле", или, если толковать не столь буквально, "возвышенность". В
1873 году император приказал разбить на обширной территории городской парк по
европейскому образцу. Вдоль трех главных аллей высадили привезенные со всех
концов страны деревья и кусты, что превратило Уэно в некое подобие
ботанического сада.
Парк стал местом для экскурсий местных школьников, знакомившихся здесь с
флорой страны. Особенно много было высажено сакуры различных сортов. И с тех
пор каждую весну Уэно становится местом паломничества десятков тысяч жителей
столицы, желающих полюбоваться цветущей вишней. В парке находится храм
Канъэйдзи Киёмидзудо (Kaeiji Kiyomizudo), посвященный богине милосердия
Каннон. У ее алтаря можно увидеть множество кукол. Их приносят сюда родители,
долгое время молившие Каннон о продолжении рода и наконец-то дождавшиеся
ребенка. Каждый год 25 сентября скопившиеся в храме куклы в ходе торжественной
церемонии сжигают на костре как жертву, приносимую богине.
Парк Уэно знаменит своим зоопарком. Старейший в Японии, он, открытый в 1882
году, принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника. Это один из лучших
и наиболее известных зоопарков в стране, где собрано более тысячи
разновидностей животного мира нашей планеты. Конечно, у каждого посетителя
свои вкусы и пристрастия. Но японцы устремляются прежде всего к клеткам, где
расположилось семейство панд - бамбуковых медведей. Они стали своего рода
символом столичного зоопарка. Токийская пресса регулярно знакомит своих
читателей с самыми мельчайшими подробностями из жизни этой капризной
семейки.
Район Акихабара
Район с романтическим названием Акихабара (дословно: Долина осенних листьев) -
это постоянно действующая ярмарка новейших образцов электробытовой техники.
Сотни маленьких и огромных магазинов, доверху набитых лампами и часами,
телевизорами и магнитофонами, холодильниками и пылесосами, компьютерами и
электронными играми, батарейками и схемами. (Конечно, это явление можно было
бы сравнить с московской Горбушкой или Всероссийским выставочным центром, но
только Акихабара - на несколько порядков выше и по ассортименту, и по
новизне.) Цены здесь на 30 - 40 % ниже, чем в обычных японских магазинах.
Но это еще не все. Обратитесь к продавцу. Он схватит калькулятор, молниеносно
нажмет несколько кнопок и выдаст "best of price" - только для вас: процентов
на 20 ниже обозначенного в этикетке. Секрет дешевизны заключается в том, что
новейшую продукцию магазины Акихабары получают прямо с заводских складов,
обходясь без накруток посредников.
Покупать приглянувшееся лучше всего в магазинах с объявлениями "Duty free",
где торговый налог не включается в стоимость. Кроме того, эти магазины
нацелены на экспорт, и там гораздо проще подобрать товар, который будет
соответствовать реалиям нашей страны - электрочастоте, вольтажу, системе
телепередач, видеозаписи, принимаемым радиоволнам и т.д.
Но даже если вы не намерены обзаводиться японской электротехникой, визит на
Акихабару стоит затраченного времени. Воспримите этот район как огромную
выставку новейших достижений в электронике, своеобразный "Show-room" того, что
появится в наших магазинах в лучшем случае лишь через несколько месяцев, а
может быть и лет.
Районы Икэбукуро и Синдзюко
Токийские районы Икэбукуро и Синдзюко - крупнейшие субцентры японской столицы.
Созвездие отелей, магазинов, ресторанов, оживление, царящее на улицах и днем,
и ночью - это и есть современный Токио.
Основной достопримечательностью района Икэбукуро является комплекс "Саншайн
сити" (Sunshine city). Это настоящий город в городе. Он состоит из торгового и
культурного центров, фешенебельного "Принс отеля" и огромного здания "Саншайн
60", третьего по высоте (на конец ХХ века) небоскреба в Японии. На 60 его
этажах разместилось огромное число торговых учреждений, а также рестораны,
цирк Киддивилль, аквариум, планетарий, бюро путешествий. На 7-м этаже
культурного центра расположен Музей древностей Востока (Ancient Orient Museum)
с богатой коллекцией ювелирных изделий и монет, собранной в арабских странах.
"Самым быстрым в мире лифтом" можно подняться на верхний этаж, на обзорную
площадку обсерватории, откуда открывается великолепная панорама столицы.
Территория Синдзюку делится железнодорожной колеей на две части - западную и
восточную. Они столь разительно отличаются друг от друга, что порой это
противопоставление воспринимается как шутка градостроителей, попытавшихся
доступными им методами поведать легенду о Двуликом Янусе. Восточный Синдзюку -
поистине дитя Востока. Кипящие энергией улицы, экзотические ароматы, струящиеся
из дверей харчевен, все на продажу - от воздушных шариков до женских тел,
несмолкаемый карнавал, калейдоскоп лиц и событий. В закоулках этих кварталов
можно встретить и найти все что угодно: любую еду, любое развлечение, любой
товар. Один из кварталов Восточного Синдзюку - Кабукитё (Kabukicho) -
пользуется поистине национальной известностью как центр развеселой ночной
жизни.
Оказываясь в западной части Синдзюку, Вы попадаете совсем в другой мир.
Вместо тесноты улочек - широкие проспекты, вместо низеньких домиков -
небоскребы, вместо рядящейся под панков молодежной толпы - армия чиновников
в строгих костюмах, белоснежных рубашках с непременными галстуками. К 2000
году здесь построено 18 небоскребов, от 25 до 55 этажей каждый. В архитектурном
плане здания не повторяют друг друга. Одни сверкают стеклом, бетон других
раскрашен полосами, третьи напоминают пустотелые трубы, устремленные в небо.
Среди этой друзы кристаллов выделяется высотное здание Токийского
муниципалитета, построенное в 1991 году по проекту знаменитого японского
зодчего Кэндзо Тангэ. Башни-близнецы комплекса вздымаются на высоту 243 метра.
Со вторника по пятницу его смотровые площадки на 45-м этаже открыты для
свободного посещения.
Материал взят с сайта "Восток-Экспресс" (http://vostexp.vl.ru/)
|